ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ ПОЭЗИИ А.ТВАРДОВСКОГО (1910-1971).
С творчеством А.Т.Твардовского связаны многие страницы русской литературы ХХ века. Он сумел создать поэтический "портрет" русского национального характера. Условная фигура удачливого воина Василия Теркина превратилась под его пером в прекрасный образ народного героя. В русском солдате Твардовский подчеркивает в первую очередь не ратные, а мирные черты, выражает их в живом, обаятельном персонаже. Твардовский намеренно не индивидуализирует своего героя ("рыжесть Теркину нейдет"). В "Василии Теркине" проявились народные корни поэзии Твардовского: обращение к фольклорной традиции; народная нравственность как основной угол зрения; образность и интонация народной песни, народный юмор, рефрены (т.е. повторы). Создание следующей поэмы "Теркин на том свете" длилось с 1954 по 1963 гг. Автор здесь обращается к малоизвестной ныне психологической ситуации: победитель возвращается с фронта и оказывается в царстве бюрократической затхлости, из фронтового братства - в канцелярии, из свободы - в мертвой системе. Теркин совершенно не совместим с порядками " на том свете". Он - человек, не приемлющий мертвой казенщины. Язык поэтического героя - меткий, остроумный, веселый, живой — самим своим строем спорит с канцеляризмами персонажей-бюрократов, изъясняющихся коряво и черство. Бюрократическая система безлика и темна, трудно герою пробить эту слаженную машину. И поэма становится поэтической пародией на систему, пародией едкой и меткой. Итоговая поэма Твардовского, опубликованная в России уже после его смерти - "По праву памяти". Главный ее пафос — борьба против сталинщины, против попыток преуменьшить то горе, которое она принесла народу, против участившихся попыток зачеркнуть в памяти всю горькую правду истории. Монолог лирического героя вбирает в себя голоса эпохи, голоса репрессированных людей, живых и павших, голоса загубленных и обездоленных поколений. Завершенная в 1969 году поэма пришла к читателю только в 1987 году. С ним получили завершение главные мотивы творчества поэта. Ваш ответ выиграет, если вы приведете фрагменты из лирики Твардовского или прочтете наизусть какое-либо из его стихотворений. Когда будете разбирать его стихотворения, обратите внимание на то, что стихотворения его на первый взгляд — безыскусны, естественны, как повседневная речь, в них нет никаких приукрашиваний, но ведь это и есть высочайшее мастерство: когда поэзия становится естественной стихией в художественном мире автора!