Творчество Василия Белова
Цикл "Воспитание по доктору Споку" объединил повести со сквозным героем - Константином Зориным.
"...перечитал "Плотницкие рассказы" Белова. Великолепная, первоклассная вещь! И, пожалуй, не слабее "Ивана Африкановича", а кое в чем, может быть, даже сильнее. Мирное, даже полюбовное сосуществование жертвы и мучителя - это глубоко. В этом вся история советской России с ее одна нелепее другой несообразностями и парадоксами" (Абрамов Ф. Так что же нам делать? Спб.: Журнал "Нева", 1995. С.20-21)
В "Плотницких рассказах" беседуют два старика, Авинер Павлович Козонков и Олеша Смолин - до сих пор, до старости - Олеша. Их пригласил к себе рассказчик, выходец из той же деревни, а теперь давно уже горожанин Константин Зорин. Перед рассказчиком разворачивается вся боевая жизнь Козонкова, за которую он ждет достойной награды: персональной пенсии. А жизнь его - вполне советская - и наганом махал, и колокола с церквей сбрасывал, и малую нужду с колокольни справлял. Не то Олеша, проживший всю жизнь по чести и справедливости, да так ничего и не наживший. Намеченное противопоставление показывается довольно остро: старики даже передрались друг с другом! - но всем один конец, и заканчивается рассказ разговором о гробах, какой будет получше да подобротнее. Так ни к чему и не привела попытка их примирения. Чужим оказался Константин Зорин, и подчеркивается это еще и тем, что даже песню вслед за стариками подтянуть он не может: слов уже не знает...
Конфликт города и деревни со временем приобретает в творчестве Василия Белова глобальный характер. Особенно наглядно это проявилось в рассказе "Чок-получок" из цикла "Воспитание по доктору Споку". Здесь явственно проявились те стороны мировоззрения Белова, которые затем приведут его к художественным просчетам в романах "Все впереди" и "Год великого перелома".
Трудно определить жанр книги "Лад" (1979-1981) - сборника очерков о северной деревне, ее традициях. Само название говорит о характерной идеализации автором деревенского прошлого. Прежний деревенский ЛАД порой незримо, а порой и очевидно противостоит городскому РАЗЛАДУ.
В его писательскую задачу входила именно идеализация, изображение некоей гармонии, не зависимой от реальности. В эту ладную, давно прошедшую жизнь он и зовет своего читателя, нимало не озаботясь, насколько реальна такая попытка ухода от повседневности в наши дни. Поэтический этнографизм стал в этом оригинальном произведении важнейшим стилевым приемом.
В перестроечные годы Василий Белов избирался членом последнего Верховного Совета СССР, пройдя по спискам - коммунистической партии СССР (был членом КПСС с 1956 года). Его публицистические выступления отличались сосредоточенностью на отрицательных сторонах, внесенных в жизнь России реформами.