Добавить в избранное


Рекомендуем:

Литературная сеть - поэзия, стихи, критика


Анонсы
  • Собачье сердце гл. 8 >>>
  • Сны и тени... >>>
  • Не отходи от меня... >>>
  • Какие-то носятся звуки... >>>
  • Очарованный странник ч. 15 >>>


Новости
Раздел - Лирика конца 19 века. >>>
читать все новости

Аудиокнига поэзии в mp3


Все записи и отзывы


Случайный выбор
  • Отцы и дети. гл. 1  >>>
  • Певице  >>>
  • Не отходи от меня...  >>>

 
Анонсы:

Анонсы
  • Какая грусть! Конец аллеи >>>
  • Собачье сердце гл. 2 >>>
  • Очарованный странник ч. 13 >>>
  • Очарованный странник ч. 5 >>>
  • Очарованный странник ч. 1 >>>






Героини пьес А. Н. Островского ("Гроза", "Бесприданница", "Снегурочка")

Перед нами - трагедия "Горячего сердца" во всех трех пьесах. Говоря о Катерине, можно сопоставить два мнения:
Д.И.Писарев: "Вся жизнь Катерины состоит из постоянных внутренних противоречий; она ежеминутно кидается из одной крайности в другую; она сегодня раскаивается в том: что делала вчера, и между тем сама не знает, что будет делать завтра; она на каждом шагу путает и свою собственную жизнь, и жизнь других людей..."


Н.А.Добролюбов: "Сила Катерины - в цельности и гармонии характера. Ничего нет в этом характере внешнего, чужого, а все выходит как-то изнутри его; всякое впечатление перерабатывается в нем и затем срастается с ним органически".


Ответ может быть построен как полемика с одним из приведенных высказываний. Принимая точку зрения Добролюбова, следует иметь в виду, что трагедия Катерины не в том, что она хотела любить, а "темное царство" со своими догматами и канонами противодействовало этому, а в том, что героиня сама нарушила сложившиеся у нее моральные принципы, пошла против собственной совести, а не пойти не могла: слишком сильно было чувство, жажда любви. В этом неразрешимом противоречии - трагедия героини. Вина "темного царства" в гибели Катерины - опосредствованная: весь строй жизни сложился так, что противоречит естественным стремлениям человека к любви и свободе.


Лариса из "Бесприданницы" (1878) - героиня другой, по срав¬нению с "Грозой", эпохи. Действие пьесы развертывается тоже на берегу Волги и тоже в купеческой среде. Но уже появились купцы новой формации, "негоцианты" вроде Кнурова и Вожеватова, или такие господа, как барин - судовладелец Паратов.


Лариса в переводе с греч. - чайка. Это натура поэтичная, мечтательная, готовая на самопожертвование (согласие выйти замуж за Карандышева). Но только до поры до времени она может поступаться своей натурой. Сильное чувство (к Паратову) побеждает, и, очертя голову, Лариса бросается в омут - едет "с компанией" на катерах, а затем - в трактир. Но, поняв, что ее обманули, приходит к мысли о самоубийстве. Она "любви искала и не нашла". Выстрел Карандышева завершает ее трагическую жизнь. Героиня восстала против надругательства над человеческой личностью и погибла.


Третья героиня вашего ответа - Снегурочка. Примем во внимание, что перед нами не реалистическая пьеса, а "весенняя сказка". Островский в сказочной форме развертывает историю героини, которая вначале "любви не знала", слов "сердечный друг" и "милый" не ведала. Она страдает от своей холодности и, зная, что любовь ги¬бельна для нее, все же говорит матери-Весне: "Пусть гибну я, любви одно мгновенье дороже мне годов тоски и слез". И вот чувство приходит. Но не надолго: под лучами яркого солнца Снегурочка гибнет. В Снегурочке - и бескорыстие ("не дорого ценю я свою любовь, но продавать не стану"), и отчаянная смелость, заставляющая принять любовь-страданье и пойти на верную смерть ради того, чтобы сердце воспламенилось любовью. Ее гибель сулит много солнечных дней берендеям. В иносказательной форме Островский показал в ней те черты, которыми награждал лучших своих героинь.
 

Copyright ©Boris Lanin All rights reserved. Права на учебные материалы принадлежат Борису Ланину. Хрестоматийные материалы размещены для примера, если Вы заметили в них нарушение авторских прав, оставьте сообщение в гостевой книге.