Добавить в избранное


Рекомендуем:

Литературная сеть - поэзия, стихи, критика


Анонсы
  • Собачье сердце гл. 8 >>>
  • Сны и тени... >>>
  • Не отходи от меня... >>>
  • Какие-то носятся звуки... >>>
  • Очарованный странник ч. 15 >>>


Новости
Раздел - Лирика конца 19 века. >>>
читать все новости

Аудиокнига поэзии в mp3


Все записи и отзывы


Случайный выбор
  • Отцы и дети. гл. 6  >>>
  • Очарованный странник ч. 4  >>>
  • Отцы и дети. гл. 2  >>>

 
Анонсы:

Анонсы
  • Какая грусть! Конец аллеи >>>
  • Собачье сердце гл. 2 >>>
  • Очарованный странник ч. 13 >>>
  • Очарованный странник ч. 5 >>>
  • Очарованный странник ч. 1 >>>






Души "живие" и "мертвые" в поэме Гоголя "Мертвые души"

Отвечая на этот вопрос, следует избегать "механической" ха¬рактеристики образов: скажем, Манилов + Коробочка + Ноздрев и т.д. Лучше построить ответ по принципу обобщения. Всех "мертвых" героев поэмы роднит бездуховность, мелочность интересов, замкну¬тость на одной какой-либо страсти. Гоголь так строит поэму, что каждая из последующих "мертвых душ" становится "мертвее" и страш¬нее предыдущих. Сначала - "сладкий", сентиментальный Манилов, лю¬бящий потолковать о "просвещении"; затем - дубиноголовая Коробоч¬ка, интересы которой целиком сосредоточены на ее имении; далее - Ноздрев, уже не накапливающий, а транжирящий богатства, фанфарон и лжец; Собакевич, потерявший человеческий облик, для кого что изображение дрозда, что полководца, висящее на стене, - одно и то же; наконец, "прореха на человечестве" - Плюшкин. Следует отметить, как рисует Гоголь этих героев (описание имения, его окрестностей и внутренностей дома; портрет героя; бе¬седа и торги и т.д.). Все это проникнуто неповторимым гоголевским юмором. К числу "мертвых душ" отнесем и городских дам, и чиновни¬ков - "толстых" и "тонких"; и губернатора, и полицмейстера, и прокурора с густыми бровями, и какого-нибудь Ивана Антоновича Кувшиное рыло.
"Души живые" являются в поэме в лирических отступлениях и в раздумьях Чичикова (мастеровые люди, искусники, умеющие и любящие трудиться: Неуважай-Корыто, Степан Протка, Атакум Фыров и др.). Парадокс в том, что "мертвые" живут, а живые - умерли.
Рисуя "живые души", Гоголь не идеализирует народ: мастеровые и с ленцой, и выпить любят, есть среди народа и бестолковые люди вроде дяди Митяя и дяди Миняя или дворовой девчонки Палашки. Есть ленивцы вроде Петрушки. Но в целом народ, хотя и задавлен и бесп¬равен, стоит выше всех этих "мертвых душ", и неслучайно страницы, посвященные ему, овеяны мягким лиризмом.
Конечно, самой "живой душой" в поэме является Автор. Именно его включения овеяны "возвышающим душу" лиризмом.
 

Copyright ©Boris Lanin All rights reserved. Права на учебные материалы принадлежат Борису Ланину. Хрестоматийные материалы размещены для примера, если Вы заметили в них нарушение авторских прав, оставьте сообщение в гостевой книге.