Нравственные проблемы романа М.Ю. Лермотова "Герой нашего времени"
Уже в Предисловии автор говорит о вопросах нравственности как центральных в романе (образ главного героя - портрет, составленный из пороков всего нашего поколения; может ли быть человек так дурен, как Печорин? Да и дурен ли он?).
Главный вопрос, который мучит Печорина, вопрос о цели и смысле жизни ("Зачем я жил? Для какой цели я родился?"). Этот вопрос не разрешен в романе, но он поставлен с такой художественной силой, что невольно встает перед каждым читателем.
Рассказывая трагическую историю героя, Лермонтов ставит вопросы о добре и зле (иногда между этими понятиями в сознании Печорина граница стирается), о пределах индивидуальной воли человека (до каких моментов и в каких ситуациях воля приносит добро, а когда и в каких условиях становится злом и бедствием); об отношении к женщине, о многогранности и своеволии любовного чувства (Печорин и Бэла, Печорин и Мери, Печорин и Вера); о дружбе (Печо¬рин и Максим Максимыч, Печорин и Вернер); о правде и лжи; о жизненной активности человека (когда она необходима, когда приносит зло людям): о судьбе, предопределении, фатуме (глава "Фаталист": сомневающийся во всем, герой сомневается и в существовании пре¬допределения, хотя временами готов признать его. Но, принимая или не принимая идею рока, он защищает мысль о необходимости активности: "Я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает").
Кроме того, в дневнике Печорина встречаются суждения о гор¬дости, о сострадании, о любви и счастье, о жизни и смерти и т.д. Все это определяет то центральное место нравственных проблем, которое они занимают в романе.