Художественные особенности романа "Герой нашего времени"
В центре романа - история жизни главного героя - Печорина, но не столько внешние факты его жизни, сколько "история души человеческой", поиски и страдания человека, стремящегося найти смысл жизни и свое место в ней, понять свой характер, определить, что хорошо, что дурно, что нравственно, что безнравственно.
Такой художественный замысел обусловил композицию романа. Только на нескольких страницах повествование ведется от лица ав¬тора. Затем в действие вступает рассказчик (Максим Максимыч), оценивающий героя, как бы со стороны, наконец, повествование пе¬редается самому герою (журнал Печорина), и это позволяет сопоставить "внешние" впечатления о нем с его сущностью. Особенность характера Печорина - его склонность к самоанализу, к рефлексии, иногда болезненной. Это качество героя и отражается наиболее пол¬но в его дневнике (журнале). Из дневника же мы узнаем об остром чувстве природы, живущем в душе Печорина.
Читая роман, мы видим героя в развитии: что-то сказано о его мятежной юности в Петербурге, много - о его жизни на Кавказе, мельком - о его последних годах и о смерти. Главное внимание автор сосредоточивает на кавказских страницах, где полностью раск¬рывается характер Печорина. Но, стремясь показать необычность ха¬рактера, "странности" героя, Лермонтов нарушает плавное, хроноло¬гическое построение сюжета. Если следовать хронологии, нужно бы, например, Предисловие к журналу Печорина поместить в конце рома¬на, а главу "Бэла" где-то в середине. Но Лермонтов стремится раскрыть характер Печорина, идя от внешних впечатлений о герое, от его поступков к его внутреннему миру, и потому как бы перес¬тавляет главы, создает "разорванную" композицию романа.
К числу художественных особенностей романа отнесем неповто¬римость ярких пейзажей, портретных зарисовок, романтических изоб¬ражений природы ("мрачные, таинственные пропасти", "туманы, клу¬бясь и извиваясь, как змеи, сползали в пропасть", облако отдыхало "как коршун, ожидающий добычи"). Глубиной психологического анали¬за и богатством, тонкостью языка отличается журнал Печорина, являющийся в этом отношении предшественником психологической прозы Л.Толстого.