Добавить в избранное


Рекомендуем:

Литературная сеть - поэзия, стихи, критика


Анонсы
  • Собачье сердце гл. 8 >>>
  • Сны и тени... >>>
  • Не отходи от меня... >>>
  • Какие-то носятся звуки... >>>
  • Очарованный странник ч. 15 >>>


Новости
Раздел - Лирика конца 19 века. >>>
читать все новости

Аудиокнига поэзии в mp3


Все записи и отзывы


Случайный выбор
  • Очарованный странник ч. 11  >>>
  • Вечер  >>>
  • Очарованный странник ч. 5  >>>

 
Анонсы:

Анонсы
  • Какая грусть! Конец аллеи >>>
  • Собачье сердце гл. 2 >>>
  • Очарованный странник ч. 13 >>>
  • Очарованный странник ч. 5 >>>
  • Очарованный странник ч. 1 >>>






Лирика Михаила Юрьевича Лермонтова

Белинский говорил, что по сравнению с Пушкиным Лермонтов поэт совсем другой эпохи. Основы его поэзии хорошо определил М.Горький: "Жажда дела, тоска сильного человека, который не нахо¬дит почвы для приложения своих сил, - была вообще свойственна лю¬дям тех годов. У Лермонтова эта тоска принимает особенно резкие контуры... В Лермонтове есть черты пессимизма, но пессимизм в Лермонтове - действенное чувство, в этом пессимизме ясно звучит презрение к современности и отрицание ее, жажда борьбы и тоска, и отчаяние от сознания одиночества, от сознания бессилия".


В один цикл могут быть сведены так называемые вольнолюбивые стихотворения Лермонтова: "Парус", "Желанье" ("Отворите мне тем¬ницу"), "Смерть поэта" (оно же - о поэтическом творчестве), "Ду¬ма", "Как часто пестрою толпою окружен" - в них звучит протест против "Свободы, Гения и Славы палачей", против бездушного "выс¬шего" общества. В другой - произведения о любви: "Молитва" ("Я, Матерь Божия..."), "А.О.Смирновой", "Нет, не тебя так пылко я люблю...", "Из-под таинственной холодной полумаски...". В третий
- произведения о поэзии ("Нет, я не Байрон, я другой...", "Смерть Поэта", "Поэт"). В четвертый - стихи философского содержания: "Листок", "Выхожу один я на дорогу...", "Ангел", "Когда волнуется желтеющая нива...", "Тучи". Венчает этот перечень стихотворение "Родина", в котором Лермонтов приблизился к пониманию народной России и которое вместе с такими произведениями, как "Бородино", говорит о глубоком патриотизме. Более подробно можно разобрать одно из названных стихотворений. Для этого нужно вчитаться внима¬тельно в текст, представить себе рисуемые поэтом образы. Возьмем, например, стихотворение "Выхожу один я на дорогу...".


Стихотворение открывает проникновенная зарисовка ночной спя¬щей природы. Впечатление лунной ночи достигается не развернутым описанием, а всего двумя-тремя метафорами: "Сквозь туман кремнис¬тый путь блестит", "Спит земля в сиянье голубом", "И звезда с звездою говорит". По детали восстанавливается целая картина. И все же ландшафт у Лермонтова не локализован: дорога, путь, земля, небеса, пустыня (разумеется, не буквально пустыня, а безлюдье, тишина, пустынность). Поэт наедине с землей и небом, мирозданьем и вечностью. Шесть пейзажных строк - и внезапная перемена интонации:


Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? Жалею ли о чем?


Эти слова - как стон, вырвавшиеся из груди поэта. Чувство упоения торжественной тишиной ночи омрачено воспоминаниями о про¬житой жизни. И в свете этих воспоминаний переосмысляется вступи¬тельный пейзаж: он приобретает символический смысл. Дорога, путь, да еще кремнистый. Поэт-странник, путник. Позади версты - увиден¬ное и пережитое; впереди тоже версты - то, что предстоит увидеть и пережить. Страдания в прошлом, страдания в настоящем, страдания в грядущем. Душевное состояние поэта как бы противопоставлено торжественной панораме природы. Как итог безотрадных, даже безнадежных раздумий поэта звучат стихи:


Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!


Вот оно, неимоверное страдание. Вот вопросы, которые мучат душу, леденят сердце, как говорил Белинский.
Но - снова поворот мысли, слом интонации. И оказывается: безнадежность не вполне овладела сердцем поэта. Он как бы стряхи¬вает с себя наваждение и снова выходит на просторы жизни!


Но не тем холодным сном могилы...
Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтобы дыша вздымалась тихо грудь...


Жизнь тяжела, исполнена горестей и страданий, но все же бес¬конечно дорога сердцу. В четырех последних строках стихотворения
- воплощение мечты поэта о красоте и гармонии. Правда, картинка умиротворенности является на мгновение, как мираж истомленному путнику. Но важны мажорные, сочные краски в конце стихотворения:


Надо мной чтоб, вечно зеленея,
Темный дуб склонялся и шумел.


Да, такое счастье невозможно. Но и от жизни отказаться нельзя. Противоречие неразрешимо, трагична тональность стихотворения.
 

Copyright ©Boris Lanin All rights reserved. Права на учебные материалы принадлежат Борису Ланину. Хрестоматийные материалы размещены для примера, если Вы заметили в них нарушение авторских прав, оставьте сообщение в гостевой книге.