Добавить в избранное


Рекомендуем:

Литературная сеть - поэзия, стихи, критика


Анонсы
  • Собачье сердце гл. 8 >>>
  • Сны и тени... >>>
  • Не отходи от меня... >>>
  • Какие-то носятся звуки... >>>
  • Очарованный странник ч. 15 >>>


Новости
Раздел - Лирика конца 19 века. >>>
читать все новости

Аудиокнига поэзии в mp3


Все записи и отзывы


Случайный выбор
  • Мотивы поэзии  >>>
  • Собачье сердце гл. 8  >>>
  • Очарованный странник ч. 5  >>>

 
Рекомендуем:
Нарядные платья Perlitta в Москве и СПб


Анонсы
  • Какая грусть! Конец аллеи >>>
  • Собачье сердце гл. 2 >>>
  • Очарованный странник ч. 13 >>>
  • Очарованный странник ч. 5 >>>
  • Очарованный странник ч. 1 >>>






Автор и герой (по романам И. С. Тургененва "Отцы и дети", "Рудин")

 

Вопрос может быть понят двояко: 1. Отношение Тургенева к своему герою - Базарову или Рудину. 2. Теоретическая проблема соотношения автора и героя в произведении на примере одного из романов Тургенева. Остановимся на втором варианте как более сложном.


Известно, что автор и герой произведения, как бы близки они ни были по взглядам, биографии, характерам, никогда не бывают идентичны: художественный образ создается с помощью вымысла и носит по отношению к действительности обобщающий характер. Тем более сказанное относится к героям, далеким от автора, вызывающим его сложное, а то и отрицательное отношение к себе.


Судить об отношении автора к герою следует по всей художественной системе произведения: герой среди других героев, его внешность, биография, поступки, мысли, чувства, прямые высказывания автора о нем.


Возьмем "Отцы и дети", главного героя романа - Базарова. "Хотел ли я обругать Базарова - или его превознести? - писал Тургенев. - Я этого сам не знаю, ибо я не знаю, люблю ли я его или ненавижу! И в другом месте: "Точно и сильно воспроизвести истину, реальность жизни - есть величайшее счастие для литератора, даже если эта истина не совпадает с его собственными симпатиями". Наконец: "Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная и все-таки об¬реченная на гибель, потому что она все-таки стоит в преддверии будущего".


Исходя из этих положений, обращаемся к тому, как нарисован герой романа: его портрет; споры и отношения с Павлом Петровичем; разговоры и споры с Аркадием (высказывания об искусстве, природе, любви); отношение к народу; отношения с родителями и Одинцовой; болезнь и смерть; авторский реквием Базарову в конце романа. Обратим внимание на то, что на последних страницах романа писатель с иронией говорит о братьях Кирсановых и об Аркадии, и об Одинцовой, и о лакее Петре, "окоченевшем от глупости"; с сарказмом - о Ситникове и Кукшиной. Но поднимается до лирического пафоса, когда речь заходит о Базарове, о его могиле. Тургенев не разделял мно¬гих взглядов Базарова, но признавал его силу и самобытность.


Те же способы обрисовки героя лежат в основе романа "Рудин" (внешность героя). Рудин в глазах окружающих (Дарья Михайловна, Лежнева, Басистова, Волынцева); взаимоотношения Рудина с ними, особенно с Натальей Ласунской (обратим внимание на сцену у Авдю¬хина пруда); споры с ними (в частности с Пигасовым); авторские характеристики. По сравнению с "Отцами и детьми" в "Рудине" еще добавлена автохарактеристика героя (письмо к Наталье Ласунской), рассказ Рудина о себе Лежневу в эпилоге). Раскроем значение последней сцены романа (читатель "Рудина" на баррикадах). Опять, как и в "Отцах и детях", автор выше героя, видит его сильные и слабые стороны и, конечно, сочувствует всему сильному и доброму в нем. Следует отметить при этом, что Рудин и Базаров - герои разных эпох, что в "Рудине" Тургенев показывал уход с исторической арены героя-дворянина, а в "Отцах и детях" - появление в русском обществе новых людей, в которых он многое ценил, но многое и отвергал.
 

Copyright ©Boris Lanin All rights reserved. Права на учебные материалы принадлежат Борису Ланину. Хрестоматийные материалы размещены для примера, если Вы заметили в них нарушение авторских прав, оставьте сообщение в гостевой книге.