СУДЬБА КРЕСТЬЯНСТВА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А.ПЛАТОНОВА.
Многие привычные темы советской литературы теперь должны иметь совершенно иное освещение. Если раньше выпускники рассказывали о "торжестве коллективизации", то теперь судьба крестьянства получает трагическую окраску. Не кажется ли вам, что такой поворот более справедлив и с точки зрения "исторической"? В доказательство своей мысли можете опираться на произведения, опубликованные за последние годы: "Овраги" С.Антонова, "Мужики и бабы" Б.Можаева, повести В.Тендрякова.
На этом литературном фоне вы можете построить свой ответ, обращая основное внимание на повесть Андрея Платонова "Котлован". Ключевое слово здесь - "ликвидация", вместе со своими синонимами "устранение", "уничтожение", "погибель". С ним связан центральный символ повести - "гроб". В гробах спят строители новой жизни. В гроб загоняют они все живое вокруг себя. Совершается страшная операция над человеческой природой.
Непременно выделите один из центральных эпизодов повести — бездумный машинальный танец колхозников. С потерей имущества они утратили всякий интерес к жизни. Гробы, явившиеся предвестием коллективизации, - символ крестьянской участи. Ведь крестьяне восприняли "обобществление" как "колхозное заключение", "плен", "скорбь", "сиротство". Платонов показывает, что принудительная коллективизация совершается вопреки воле народа. Отношение крестьян к происходящему яснее всего видно из гибели рабочих—- "двадцатипятитысячников", в смерти ребенка - девочки Насти, ради которой вроде бы, и приносятся все эти жертвы. Тема бессмысленности жертв оказывается центральной в размышлениях писателя о коллективизации, о том, чем она стала для народа.
Можете привести в ответе и различные исторические сведения о голоде 30-х годов. Это еще больше подчеркнет справедливость исторических прозрений Платонова.
Не забудьте и фигуры второго ряда - активиста, попа, тесно с ним сотрудничающего, и т.д. Все они "работают" на создание целостной картины неотвратимого народного бедствия, бездушно и преступно организованного.