Добавить в избранное


Рекомендуем:

Литературная сеть - поэзия, стихи, критика


Анонсы
  • Собачье сердце гл. 8 >>>
  • Сны и тени... >>>
  • Не отходи от меня... >>>
  • Какие-то носятся звуки... >>>
  • Очарованный странник ч. 15 >>>


Новости
Раздел - Лирика конца 19 века. >>>
читать все новости

Аудиокнига поэзии в mp3


Все записи и отзывы


Случайный выбор
  • Судьба крестьянства  >>>
  • Настоящая жизнь  >>>
  • Очарованный странник ч. 16  >>>

 
Анонсы:

Анонсы
  • Какая грусть! Конец аллеи >>>
  • Собачье сердце гл. 2 >>>
  • Очарованный странник ч. 13 >>>
  • Очарованный странник ч. 5 >>>
  • Очарованный странник ч. 1 >>>






А. П. Чехов

"ВИШНЕВЫЙ САД" А.П.ЧЕХОВА - КОМЕДИЯ, ДРАМА ИЛИ ТРАГЕДИЯ?

Сначала следует вспомнить, что такое комедия, драма, трагедия (комедия — драматическое произведение, изображающее такие жизненные положения и характеры, которые вызывают смех — от добродушного, сочувствующего до саркастического; драма — пьеса с острым конфликтом, но так или иначе разрешимым; трагедия - пьеса, изображающая исключительно острые, непримиримые жизненные конфликты, ведущие к гибели героя).

Чехов назвал свою пьесу комедией, современники его говорили о драме, Станиславский видел в "Вишневом саде" трагедию. Да и театры играли и играют ее по-разному. Кто прав?

В пользу комедии говорит наличие в пьесе многих комических персонажей (Епиходов, Яша, Дуняша, Шарлотта Ивановна, Симео­нов-Пищик, Прохожий) и комических ситуаций (явления с Епиходовым и Яшей, разговор с Фирсом о прошлом, любовные сцены Яши и Дуняши, фокусы Шарлотты и т.д. Да и Гаев, и Лопахин, и Петя Трофимов нередко  вызывают  смех  своими словами,  поступками,  поведением).

Вместе с тем в пьесе показана подлинно драматическая, даже трагическая судьба хозяев и обитателей "Вишневого сада", вынужденных покинуть родное гнездо и уйти в неизвестность. Да и новый хозяин "Вишневого сада" Лопахин не производит впечатления счастливого человека: и он хочет, чтобы скорее изменилась эта нескладная, несчастливая жизнь.

Разгадка тайны чеховской пьесы в том, что драматург как бы синхронно смотрит на героев: раскрывает их внутренний мир, их переживания и одновременно разными приемами показывает их истинное положение, дает оценку их мыслям и чувствам. Так мы узнаем о го­рестных переживаниях Раневской и даже Гаева в связи с утратой родного гнезда, о нелепой жизни и нерадостных думах Шарлотты Ивановны, Вари, о высоких мечтаниях Пети Трофимова. И одновременно видим, что трагизма своего положения ни Раневская, ни Гаев не по­нимают до конца, что нередко они выглядят комично, что Петя Трофимов всего лишь фразер, "облезлый барин", попадающий в комические ситуации, что на всех героях пьесы лежит отсвет "недотепства", так сильно отличающий Епиходова. А лирический фон пьесы (декорации, звуки), лирические монологи героев (Раневской, Лопахина, Пети, Ани) придают пьесе оттенок лирической грусти  от тоски по иной, истинно человеческой жизни.

Своеобразие пьесы Чехова в том, что в ней трагическое и ко­мическое начало слиты воедино. Она в то же время является лири­ческой пьесой.

 

 

 
К разделу
Copyright ©Boris Lanin All rights reserved. Права на учебные материалы принадлежат Борису Ланину. Хрестоматийные материалы размещены для примера, если Вы заметили в них нарушение авторских прав, оставьте сообщение в гостевой книге.