ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ ПОЭЗИИ Н.А.НЕКРАСОВА.
Вопрос о лирическом герое поэзии Некрасова сложен и спорен. Одни литературоведы считают, что у Некрасова был единый лирический герой - разночинец. Другие (Н.Н.Скатов) доказывают, что такого героя нет, а есть "множественность голосов и сознаний". Как бы там ни было, во всех стихотворениях Некрасова присутствует его личность, слышится его голос, который мы не спутаем ни с каким другим. Условно говоря, поэзия Некрасова — это поэзия исповеди, проповеди и покаяния. Причем эти три чувства, три настроения слиты у него неразрывно, и часто нельзя сказать, какое чувство, какое настроение преобладает. Например, в "Поэте и Гражданине" - и исповедь, и покаяние, и проповедь. Но есть произведения, где выражается преимущественно (но не исключительно) то или иное чувство и настроение. Явно исповедальными стихами являются стихи о любви: "Ты всегда хороша несравненно", "Я не люблю иронии твоей", "О письма женщины, нам милой!...", среди них — так называемый "Панаевский цикл" (стихи, посвященные А.Я.Панаевой): "Да, наша жизнь текла мятежно...", "Мы с тобой бестолковые люди", "Давно отвергнутый тобою...", "Прости! Не помни дней паденья..." и др.
Поэт как бы исповедуется в своих страданиях, вызванных несправедливостью, жестокостью, царящими вокруг, выражает свое глубокое сочувствие "униженным и оскорбленным": "Когда из мрака заблужденья...", "Еду ли ночью по улице темной...", "Надрывается сердце от муки". Здесь же - прочувствованные стихи о матери ("Рыцарь на час"), о своем прошлом ("В неведомой жизни, в деревне полудикой...", "Родина"), о себе как поэте, о своей судьбе ("Вчерашний день, часу в шестом...", "Что ни год, уменьшаются силы", "Последние песни", "Баюшки-баю", "О муза! Я у двери гроба").
Поэт создает проникнутые печатью, гневом и любовью к народу картинки окружающей действительности: "В дороге", "Тройка", "В деревне", "Несжатая полоса", "Влас", "В полном разгаре стада деревенская...", "Орина, мать солдатская", "Крестьянские дети", "Соловьи", цикл "О погоде". В них - и нелегкие раздумья поэта о настоящем и будущем Родины. И в слиянности с этими стихами — произведения, "проповедующие любовь врожденным словом отрицанья": "Размышления у парадного подъезда", "Песня Еремушке", "Памяти Добролюбова", "Железная дорога", "Душно! Без счастья и воли...". Во всех этих произведениях либо на первом плане, либо как фон присутствует образ Родины, закабаленной, но исполненной тайных могучих сил.
Размышляя о народе и о своей судьбе, поэт нередко казнил себя за то, что, по его мнению, сделал слишком мало, что был непоследователен в борьбе. Так появлялись покаянные стихотворения: "Я за то глубоко презираю себя...", "Муза", "Праздник жизни - молодости годы...", "Замолкни, Муза, мести и печали", "Стихи мои! Свидетели живые...", "Умру я скоро! Жалкое наследство..." и др.
Особенность Некрасова как лирического поэта - его народность, глубина и многообразие чувств. В его стихотворениях – и неподдельный лиризм, и грусть, и добродушный юмор, и сарказм, и уныние, и радость жизни ("Зеленый шум"), и жалость, и сострадание к тяжелой участи бедняков, и призывы к борьбе, и вера в грядущее торжество правды. И все это может быть объято двумя словами: "Благородное сердце".