Добавить в избранное


Рекомендуем:

Литературная сеть - поэзия, стихи, критика


Анонсы
  • Собачье сердце гл. 8 >>>
  • Сны и тени... >>>
  • Не отходи от меня... >>>
  • Какие-то носятся звуки... >>>
  • Очарованный странник ч. 15 >>>


Новости
Раздел - Лирика конца 19 века. >>>
читать все новости

Аудиокнига поэзии в mp3


Все записи и отзывы


Случайный выбор
  • Весь день она лежала в...  >>>
  • Если ты любишь, как я,...  >>>
  • Очарованный странник ч. 3  >>>

 
Анонсы:

Анонсы
  • Какая грусть! Конец аллеи >>>
  • Собачье сердце гл. 2 >>>
  • Очарованный странник ч. 13 >>>
  • Очарованный странник ч. 5 >>>
  • Очарованный странник ч. 1 >>>






Злободневность звучания комедии в 19 в. и в наше время.

 

В литературном типе сливаются воедино обобщение и индивидуализация характера. Комедия "Горе от ума" представила галерею ли¬тературных типов, в которых отразилась эпоха и которые вышли да¬леко за рамки этой эпохи.
В ответе можно остановиться на нескольких типах комедии Гри¬боедова, например, Чацком, Фамусове, Молчалине.
В Чацком обобщены черты передового человека, выступающего против крепостничества, низкопоклонства, лжи, лицемерия, чинопо¬читания, за уважение человеческой личности, национальное достоин¬ство, благородство и верность в любви. Но это не ходячая схема, а живой характер с присущими только ему чертами: юношеской востор¬женностью, страстностью, ядовитой иронией по отношению к окружаю¬щим, ранимым сердцем.


Фамусов - уверенный в себе, самовлюбленный, недалекий чело¬век, но по-своему практичный, обладающий знанием определенного круга людей; защитник устоев старины, однако, временами позволяю¬щий себе отойти от строгих правил морали; как будто любящий отец и добродушный хозяин дома, но способный сильно гневаться, если нарушены установленные нормы жизни и правила поведения, а глав¬ное, если эти отступления от общепринятого стали достоянием молвы ("Что будет говорить княгиня Марья Алексевна!").


Характеризуя Молчалина, отметим не только его угодливость, чинопочитание, карьеризм, но и способность к мимикрии, притворс¬тву (отношение к Софье и Лизе).
Гончаров считал комедию Грибоедова бессмертной. Злободневная для первых десятилетий XIX века, она сохранила свое значение и для последующих лет: "Пока будет существовать стремление к почес¬тям помимо заслуги, пока будут водиться мастера и охотники угод¬ничать и "награжденья брать, и весело пожить", пока сплетни, безделье, пустота будут господствовать... - до тех пор, конечно, бу¬дут мелькать... черты Фамусовых, Молчалиных и других..." Так пи¬сал Гончаров. По его мнению, Чацкий победитель, "передовой воин, застрельщик и - всегда жертва. Чацкий неизбежен при каждой смене одного века другим". Он не состарится никогда, как и вся комедия.


В XIX в. Салтыков-Щедрин использовал образ Молчалина в своих сатирах (как издателя газеты "Чего изволите-с?"). О живучести об¬разов грибоедовской комедии в наше время свидетельствуют идущие с неизменным успехом ее постановки на сценах театров.

 

 
К разделу
Copyright ©Boris Lanin All rights reserved. Права на учебные материалы принадлежат Борису Ланину. Хрестоматийные материалы размещены для примера, если Вы заметили в них нарушение авторских прав, оставьте сообщение в гостевой книге.