НАПРАВЛЕННОСТЬ САТИРИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В.МАЯКОВСКОГО.
ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ, ИДЕИ И ОБРАЗЫ.
Стихотворение "Прозаседавшиеся" появилось в газете "Известия" 5 марта 1922 г. Тема разоблачения бюрократизма была подсказана самой действительностью. Молодое государство становилось на ноги, училось управлять. Появившиеся чиновничье-бюрократические структуры казались враждебными всему новому. Революционная романтика, как казалось поэту, начинает уступать бюрократическому омертвлению. Сатирическая сила стихотворения рождается из таких поэтических приемов и фигур, как гипербола, гротеск, фантасмагория. Служащие приходят в учреждения, и на них с утра обрушивается дождь бумаг, из которых выбирают "с полсотни - самые важные!". Одно за другим следующие заседания - совершенно нелепые: театральный отдел заседает с главным управлением по коннозаводству, цель другого заседания - решение вопросов о "покупке чернил Губкооперативом". Наконец, на очередном заседании он видит только "половины людей", которым пришлось "разорваться" на две части, чтобы поспеть на два происходящих одновременно заседания. "Люди, которым пришлось "разорваться на две части" — воплощение реализованной метафоры.
Обычно в ряду сатирических произведений поэта рассматривают стихотворение "О дряни" (1920-1921), в центре которого - образ мещанина, устроившегося в советское учреждение. Герой революционной поэзии сменяется антигероем. Сатирические произведения у Маяковского заканчиваются поэтическим "выводом" - аналогом морали в басне. Здесь — сам Маркс с портрета возмущенно призывает свернуть головы канарейкам - символу мещанского быта.
Конечно, время изменяет акценты, и сегодня многие сатирические произведения поэта кажутся слишком прямолинейными, но борьба его с такими пороками, как двоедушие, сплетни, обывательщина, взяточничество, остается актуальной.
Ответ можно удачно дополнить примерами из стихотворений "Помпадур", "Подлиза", "Служака", "Нагрузка по макушку".
Маяковский создал сатирические комедии "Клоп" (1929) и "Баня" (1930), исходя из того, что "театр не отображающее зеркало, а — увеличивающее стекло". Главные герои "Клопа" - Присыпкин, именующий себя Пьером Скрипкиным, и Олег Баян - показывают многоликость обывательщины и мещанства. В них продолжается бичевание тех же пороков, с которыми поэт боролся в сатирических стихах. Маяковский также попытался в своих комедиях противопоставить сатире "положительный идеал" будущего: пусть схематичный, неконкретный, но по-своему привлекательный для читателя тех лет.