НРАВСТВЕННЫЕ ИСТОКИ ПОДВИГА.
Из произведений о Великой Отечественной войне, опубликованных за последнее время, особенно выделяется роман Василия Гроссмана "Жизнь и судьба". Во-первых, автор впервые создал настоящий роман-эпопею о войне, где судьбы каждого из своих героев связал с судьбой родной страны. Во-вторых, читатель впервые столкнулся с тем, что автор художественного произведения проводит параллель между сталинским казарменным социализмом и режимом, который создал Гитлер. Глубочайший психологический анализ, продолжение толстовской "диалектики души" - все это настраивает писателя на новый ракурс освещения военных событий. Гроссман измеряет военные успехи не количеством уничтоженной живой силы и вражеской техники, не числом занятых городов и населенных пунктов, а теми ребятами-соотечественниками, которых удалось сберечь от погибели. И на войне можно играть в бюрократические игры и на войне можно оставаться добрым, человечным, заботливым. Полковник Новиков, знакомый читателям еще по первой части дилогии - роману "За правое дело" - именно такой офицер. Его патриотизм - это спасенные жизни, отведенное от многих семей горе, освобожденная от врага родная земля. Вроде бы того же должен желать его замполит, бывший партийный работник Гетманов. Но бюрократическая жилка заставляет его забыть обо всем ради скорейшего получения наград. Новиков задерживает на несколько минут наступление - несмотря на высочайший приказ - и спасает тысячи людей от яростного огня противника, Гетманов же, настаивавший на точном, в срок, наступлении, сначала благодарит его, а затем относит в Особый отдел рапорт на своего командира, и фактически предает его. Офицеры Березин, Викторов, Даренский, Греков, солдаты из окруженного дома N 6, многочисленные эпизодические образы, - все они складываются в масштабный образ сражающегося народа. Но сражаются они не только против Гитлера, но и за свою человеческую свободу и достоинство. Зависимость от государства тяжелым бременем легла на каждого из них, придавила и не дает развиться тем благородным чертам характера, которые им свойственны. Вынужден двоедушничать Крымов, в конце концов прозревающий уже в сталинской тюрьме, заводится "информатор" и в "окруженном" доме. Система калечит людей, которым только близость смерти помогает обрести самих себя, стать свободными и чистыми перед собственной совестью.
Как бы вы ни построили свой ответ, покажите, что споры о свободе, стремление к ней составляют главный нравственный заряд романа. Именно поэтому он так долго шел к своему читателю. Один из бывших партийных руководителей М.Суслов обещал, что роман попадет к читателю "лет через двести-триста". Путь оказался вдесятеро короче, но автора ко времени первой публикации романа в России уже не было в живых. Прошедший всю войну, побывавший в Сталинграде и написавший о нем главное произведение своей жизни, Гроссман ушел из жизни, завещав - своим творчеством - писать честно, открыто, не боясь никого и ничего, имея перед собой только одного редактора - свою совесть.
イスラエルダイヤモンドエクスチェンジの町